Впереди – холода, и многие наверняка уже задумывались об утеплении – покупке зимней верхней одежды. Выбрать шубу из натурального меха или тканевую куртку/пуховик – выбор, сейчас лежащий не только в пределах области моды или финансовых возможностей. Это еще и моральный выбор. По крайней мере в последние десятилетия он стал таковым. Задав вопрос «Как вы относитесь к натуральному меху?» всего нескольким знакомым, легко понять, насколько диаметрально противоположны мнения в обществе.
Одни считают его ношение абсолютно нормальным, выбирая за тепло и долговечность; для других натуральный мех – предмет роскоши, возможность продемонстрировать достаток; третьи убеждены, что мех по праву принадлежит только их «законным» обладателям – животным. Сколько людей – столько и мнений. Давайте сегодня поговорим о том, как относились к меховым изделиям на протяжении истории и какие аргументы чаще всего высказывают сторонники и противники натурального меха.
Краткая меховая история
Доказано, что мех был в «гардеробе» уже у первобытных людей, т.е. на европейском континенте он был распространен 100 тыс. лет назад.
Что касается эпохи античности, то примечательно, что ни в Древнем Риме, ни в Древней Греции натуральный мех распространен не был, в отличие от варваров – скифов, германцев, славян, кельтов (т.е. у народов из более холодных регионов). К слову, тогда варварами называли любые народы, проживающие за границами Римской республики, а позднее и Римской империи.
В Средневековье натуральный мех подчеркивал статус владельца – им могли обзавестись лишь знатные и богатые люди.
Мех играл немалую роль и в экономике. Так, в 883 году, когда «Вещий» Олег завоевал владения древлян, он обязал их платить дань – шкурку куницы с каждого дома.
На Руси меховые шкуры были своеобразной «валютой» – на них меняли товары, их дарили на свадьбы, крестины и другие праздники.
Своего пика меховая индустрия достигла в XX веке. Опоссум, лиса, енот, норка…
В 40-х годах появляется мода на каракуль. В 1970-х с подачи знаменитого Ив Сен-Лорана модным становится крашеный мех.
А в 80-х появляется организация «Люди – за этичное отношение к животным» (People for Ethical Treatment to Animals, или РЕТА). Именно тогда впервые вопрос о моральности ношения натурального меха начал широко обговариваться в прессе.
Итак, какие же доводы выдвигают сторонники и противники ношения натурального меха?
1. ЗА. Мех не позволяет замерзнуть. Пожалуй, это самый убедительный из аргументов, к которому апеллируют жители России – если в Европе и в более теплых странах на других континентах вполне можно обойтись куртками и плащами, то в других – более холодных странах (в частности, в России) – без мехового зимнего изделия нередко просто не обойтись.
ПРОТИВ. Защитники животных же убеждены, что мех – не единственный теплый материал для пошива верхней одежды. Сегодня существуют и не менее теплые синтетические материалы, не уступающие ни по легкости, ни по теплу. А кроме того, для многих покупательниц шикарных мехов (как считает рок-журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, выступающий против ношения натурального меха) холод зимой вовсе не является проблемой – с ним «встречаются» лишь во время коротких перебежек от двери дома до автомобиля или от автомобиля до бутика или ресторана. В крайнем случае, по его же мнению, можно носить пальто мехом внутрь – и тепло, и не напоказ.
2. ЗА. Второе, о чем говорят сторонники ношения меха – это польза. В частности мех обладает таким свойством как гигроскопичность – т.е. впитывает влагу, позволяя телу оставаться сухим, сохраняя тепло. Кроме того, натуральный мех положительно влияет на здоровье, в частности приводя в норму давление и устраняя нервозность.
ПРОТИВ. Защитники животных на это утверждают обратное: по их мнению, при выделке натурального меха используется множество химических веществ – краски на основе цианида, формалин и др. Все это, безусловно, позволяет изделию служить подольше, сохраняя цвет, легкость, мягкость и роскошные пышные формы, однако и на человека воздействует, и не самым лучшим образом. Часто для обработки меха используется хром (что может приводить к аллергиям), а для красителей – кадмий, особенно опасный для детей.
3. ПРОТИВ. Также противники натурального меха говорят об энергетике, которая передается владельцу меха – ведь нередко животные умирают медленно и перед смертью страдают. А когда животное чувствует страх и мучается, у него выделяется адреналин, попадающий в кровь и всасывающийся в кожу, таким образом информация о предсмертном страхе может передаваться человеку, проявляясь в чрезмерном беспокойстве и даже неврозах.
ЗА. Однако сторонники ношения натурального меха на это отвечают, что во время обработки меха происходит и очищение от отрицательной энергетики, а в широком смысле – умирает животное, а мех продолжает жить. Причем, по мнению исследователей, если человек находится в натуральной шубе на улице, то в мехе наблюдаются обменные процессы, которые схожи с теми, что происходили в то время, когда мех был еще на животном – т.е., как не удивительно это звучит, мех остается … живым.