Начнем издалека. Живи бы Коко Шанель сегодня, она наверняка смогла бы поучить не одного маркетолога тому, как начать продавать новый и никому пока неизвестный продукт. Именно так было с духами, ставшимися впоследствии легендой – «Шанель №5». Новые флакончики еще не появились в продаже, но про них уже говорили, их искали, о них сплетничали! О том, как так получилось, что такого особенного было в очень простых с виду флаконах с новых ароматом и почему он сохраняет свою популярность и сегодня – узнайте из нашего сегодняшнего материала.
"Шанель № 5": начало
Так что же такого особенного сделала Шанель, чтобы о духах заговорили еще до официального поступления в продажу? Она всего лишь подарила по флакончику с новым ароматом своим богатым подругам, вращающимся в высшем обществе. Результатом стало нарастание чуть ли не мистического интереса к новинке – ведь это был продукт своего рода для избранных! Женщины даже устроили нечто вроде клуба тайных почитательниц «Шанель № 5».
Сейчас можно лишь предположить, как дамы делились секретом и капелькой нового аромата с подругами, а новость о нем передавалась из уст в уста… Но факт остается фактом: лишь тогда, когда духи стали популярны уже заочно – они появились на прилавках, причем только в одном магазине. Такой искусственно созданный дефицит и ореол таинственности, безусловно, делал «Шанель № 5» желанной и престижной покупкой.
Шанель № 5: причина появления
Но что же такого особенного было в новых духах и для чего Шанель хотела создать для женщин новый аромат? Причиной тому – стремление Шанель к новаторству, что проявлялось и в других сферах. Скроив первые брюки по фигуре, отказавшись от узких и неудобных корсетов, укоротив юбки и платья, введя в моду простые и удобные предметы одежды и материалы, Шанель взялась и за ароматы.
Образ «женщины-цветка», преследовавший женщину в XIX веке и желающий сохранить позиции и в XX, был чужд Коко. Тогда выбор у женщин был невелик – пахнуть розой или ландышем, жасмином или гарденией... На вооружении у парфюмеров было всего лишь несколько ароматов.
Причем из-за того, что тогда еще не использовали вещества, фиксирующие запах на продолжительное время, женщинам приходилось перед торжественным вечером или другим мероприятием буквально обливаться духами, чтобы аромат ощущался и через несколько часов. Кроме того, чрезмерно сильным ароматом нередко заглушали запах не совсем чистого тела.
Шанель была убеждена, что аромат: во-первых, должен наноситься на вымытое тело, во-вторых, ввиду своих минималистических убеждений она была уверена, что женщина не должна пахнуть чрезмерно или приторно.
Идеи Шанель совпали с новейшими по тому времени научными разработками: в парфюмерии начали применять синтетические вещества, которые являлись фиксаторами созданной композиции. Правда, работать с ними было тяжело из-за неприятного запаха и трудоемкости закрепления. Но человек, захотевший и – главное! – сумевший с ними работать, нашелся! Им оказался российский эмигрант по имени Эрнест Бо. В свое время Бо работал на старейшей российской парфюмерной фабрике. С Коко парфюмер познакомился в Каннах – после этой памятной встречи в 1921 году он и составил аромат «Шанель № 5».
Справедливости ради заметим, что Эрнестом Бо для Шанель был разработан даже не один аромат, а десять вариантов «на пробу». В итоге Коко выбрала тот, что был под пятым номером. Поэтому, а еще и потому, что пятерка всегда была любимым ее числом, аромат и получил свое название.
Включает в себя «Шанель № 5» более 80 ингредиентов.
Базовые ноты аромата (т.е. те, что испаряются позже других) – это сандал, пачули, амбра, дубовый мох, ваниль, ветивер (злаковое растение), виверра (точнее особый аромат выделений животных виверр, который используют в парфюмерии для придания цветочным нотам теплоты и сладости) и мускус.
Ноты сердца (т. е. те, что держатся среднее количество времени) – жасмин, роза, ландыш, ирис и корень фиалки.
Верхние ноты аромата (т.е. те, что сразу и сильнее других чувствуются при использовании духов, но и те, что пропадают раньше других) – это лимон, нероли, бергамот, иланг-иланг и синтетические вещества альдегиды.
Нужно отметить, что в 20-е годы прошлого столетия производители парфюмерии и косметики как только не изощрялись, придумывая витиеватые формы для флаконов и украшая их необычными орнаментами. Шанель, тяготевшая к минимализму и простоте, даже в дизайне флакончика для духов была последовательна. Первые «Шанель № 5» - это самый простой прозрачный параллелепипед.
Мерилин Монро и "Шанель № 5"
Через несколько лет, в 1924, появилась граненая «под изумруд» пробка, а уголки флакона были немного закруглены.
Не менее аскетичной была и этикетка: белый прямоугольник с черной надписью Chanel. К пробке флакончика была привязана круглая печать, на которой красовался логотип: две переплетенные буквы С – по первым буквам имени великой Коко (Coco Chanel).