Год
2010
страна
Россия
слоган «Жизнь, полная страстей»
режиссер Владимир Хотиненко
сценарий Эдуард Володарский
продюсер Сергей Мелькумов, Сергей Шумаков, Наталия Горина,...
оператор Илья Дёмин
композитор Алексей Айги
художник Владимир Донсков, Андреас Ольсхаусен, Наталья Дзюбенко,...
монтаж Максим Полинский
жанр драма, биография,...
Субьективный, мужской взгляд на сериал «Достоевский» в письме к своему аппоненту девушке.
Странное дело, мы оба смотрели один и тот же фильм, но мнения у нас разнятся, даже более того – диаметрально противоположны. Скорее всего это от того что в силу своей физиологии, я примериваю поступки ФМ на себя, в отличии от тебя - зрительницы в женском обличьи))
Ну начнем с того, что я сужу о жизни писателя только по сюжету фильма, по замыслу режиссера видимо это было так. Что то надуманно, что то дофантазированно, пусть.. но основные фазы его жизни, надеюсь, показаны достоверно. Не скажу за тяжелые испытания выпавшие ФМ по жизни, про каторгу, про вечную неустроенность в жизни, про то что писатель должен писать а заведывать всеми делами – специально обученные для этого люди.
Ну так уж повелось – гении все сплошь и рядом неумехи и порой бывают совершенно неприспособленны к бытовой жизни (Пушкин, как известно был совершенно туп к точным наукам, например). Возможно ФМ из тех людей которые пока сами себя, обещаниями, не загонят в ловушку – ничего и не сделают. Его бесконечные кредиторы и были его музой, если можно так выразиться, сами того не ведая, они давали возможность его творческому потенциалу выразиться, под воздействием нужды, под угрозой долговой ямы. А по поводу того что ФМ писал не по вдохновению а лишь во имя наживы – хы.. так в этом можно обвинить и Саврасова и Айвазовского и Рафаэля, да и много писателей и поэтов…В общем в каждом деле важна мотивация! Один пишет стихи под впечатлением восхищения от женщины, другой мобилизует все творческие силы своего таланта в погоне за золотым тельцом и пишет гениальный роман…
Но речь не об этом, этой темы касаться вообще не будем. Меня больше всего зацепили твои слова о том что кармически ФМ везде и всем нес только горе, втягивал в свои неудачи всех своих близких, другими словами скажу за его женщин, это мне близко по крайней мере…
Маша (его первая жена, болеющая чахоткой) - еще не факт что со своим возлюбленным Миргуновым, школьным учителем в семипалатинске она была бы более счастлива чем с Достоевским. Это даже не обсуждается – знал бы прикуп – жил бы в Сочи. Другое дело измены писателя с другими женщинами. Да, порой мужчины бывают влюбчивы. Да уходят из семьи ища призрачного счастья на стороне. Но все тоже самое можно предьявить и Маше, она тоже была в любовной связи с Достоевским, практически на глазах у своего тогдашнего мужа(тоже кстати болеющего человека, алкоголизм ведь тоже недуг). Так что, как говорится – как аукнется так и откликнется (др. вариант – что посеешь то и пожнешь). А вот заниматься бесконечными самокопаниями и во всем обвинять себя мерзавца, я бы Михалычу не советовал. Пустое это дело и ни к чему хорошему привести не может. Так оно в принципе и случилось.
Саша (драматическая актриса) – жена друга, это святое, сколько себя помню, всегда относился к женам своих друзей не как к женщинам. Ну, нечем мне упрекнуть Достоевского, он все правильно сделал, отказавшись от греховной связи. Такой тип женщины мне хорошо знаком – ей главное было спровоцировать ФМ на предательство своего друга (ее мужа), и не столько для того что она его(ФМ) любила. А исключительно чтобы таким образом найти оправдание своему блядству. Причем и Михалыча палит перед его другом самым бесстыжим образом. Барышня еще та – привыкшая к всеобщему вниманию и поклонению, к вихрю страстей и наигранной драматической страсти. Законченная кокетка.. богема что тут скажешь.
Аполинария (революционерша-позерша) – вот тут интересно, молода, красива, едва позволив изведать себя как женщину, тут же отвергает нашего распутника Федю. И не удивительно, что ФМ идет на поводу у извечной женской хитрости и коварства. Не спорю некоторые мужчины именно и получают удовольствие в унижении его слабым полом. Я бы посоветовал нашему герою-любовнику посетить по сайту БДСМ какую нибудь госпожу.. ну.. если уж он склонен к подобного рода сомнительным удовольствиям. Но ведь по сути Аполинария действительно эгоистка, живет на содержании у Достоевского да еще и преследует какие то свои амурные цели. Причем постоянно над ним всячески издеваясь (давно известно что не может быть дружбы между недавними любовниками – нет нет да и захочется, чисто по привычке залезть под юбку…к своему другу.. хы). Вот тут Михалыч дал маху – низачто не следовало пред ней унижаться, вымаливать любовь и навязывать свою. Возможно, он бы и преуспел, если бы начал контрнаступление – в пику Аполинарии стал бы ее игнорить. Она бы обозлилась в любом случае, а обозленная женщина – на половину твоя. Расстались да, на позитиве, ФМ все же нашел в себе силы больше не звонить ей и не надоедать своими смсками).
Анна (провинциалка с амбициями) – слишком молода, слишком наивна, слишком амбициозна. В силу своего юного возраста ей видятся всего два пути развития ихнего с Достоевским романа – 1й - она выходит за него замуж, рожает детей и погружается в безвыходную бездну бытовухи. 2й – она не выходит замуж за ФМ, а сама становится знаменитой писательницей. И где эта Анна?.. а ведь Достоевского знает весь мир!
Анна (стенографистка, вторая жена) – восхищение гением писателя в ней угадывается с первых же минут. Эти распахнутые, в предвкушении огромного счастья, наивные глаза, по настоящему влюбленной девушки заставляют задуматься о правдивости мнения психологов что лучший брак получается когда оба супруга занимаются общим делом. Разница в возрасте в их браке практически ни чего не значила, ФМ, по его признанию помолодел с ней на столько же лет, что было между ними. Ну да, тяжело ей приходилось наблюдать за болезнью ФМ, я имею в виду его болезненную любовь к рулетке. Ну что поделать, геймеры они такие…Да намучалась.. да настрадалась…но опять же – что светило ей в жизни, работай она по прежнему переписчицей-стенографисткой? Может быть она никогда бы не вышла замуж, не испытала счастья деторождения, потому что никогда бы не встретила такого чистого, в ее глазах, человека как Михалыч. Да, ей можно позавидывать, всепоглощающая, всепрощающая любовь, быть музой писателя, не об этом ли мечтали сотни девушек той поры? Беременность действительно свалилась как снег на голову (ну кто в то время мечтал о презервативах?). Смерть первенца – это не карма – это роковое стечение обстоятельств, никто не застрахован. В результате всех тягот и невзгод Анна превращается в зрелую, опытную, прагматичную женщину. Ведет дела ФМ, становится его другом и соратником по работе, взвалив на себя функции управляющего по его делам, и любовницы по совместительству. И если первое впечатление что это не любовь а тупо содержание семьи, то при ближайшем рассмотрении – они вместе, они счастливы по своему. И я даже знаю почему – именно такой любви они и заслуживали.. оба.
Так в чем же кармический негатив Достоевского, вроде бы поглощающий всех его близких и не очень людей? На самом деле, мне кажется, его карма, была она плоха иль хороша, ничем не отличается от кармы среднестатистического человека. Бедность – вот основная причина страданий его женщин, основная причина личной трагедии писателя. Особенно меня поразил прикол – ему, великому уже к тому времени писателю, приходилось залаживать свои крайние штаны чтобы отослать по почте уже готовый роман. Насмешка судьбы.
Как каждому человеку, многое испытавшему в жизни, Достоевскому кажется что судьба должна дать ему шанс отыграться, реванш застит глаза нашему дорогому Михалычу. Но, судьба никому ничегошеньки не должна, она предначертана сразу по рождению и в последствии, со стороны, наблюдает за своим подопечным не в силах ничего изменить. В этом фатальность бытия, в этом замысловатый смысл жизни.