Когда говорят, что в какой то компании нет дресс-кода, сегодня это понимается, как отсутствие в компании строгого требования к исключительно деловому стилю. На самом деле понятие дресс-кода шире – он есть в любой компании, даже там, которые заявляют, что у них его нет. Он может быть интеллектуальным, или корпоративным, полудомашним, спортивным, рабочим, но он всегда есть. Даже в компаниях, где не существует вообще никаких стильных или понятийных рамок, дресс-код всегда складывается стихийно. Например, когда сотрудники стараются из солидарности или в силу склада характера одеваться примерно одинаково, или же, наоборот, когда офисные модницы, не сдерживаясь, демонстративно и агрессивно конкурируют с друг другом.
Сейчас, когда компании одна за другой отказываются от делового стиля, стало модным работать в компании «без дресс-кода». В таких компаниях мы и подыскиваем себе вакансии, особенно это касается совсем молодых сотрудниц, которые только что окончили вуз, приходят на первое место работы, и которые особенно мотивированы на возможность показать себя во всей красе, так как в 22-24 года зарплата, пусть невысокая, в основном тратится на себя, любимую, вне зависимости от того, платит ли девушка сама за жилье и ежедневные блага. Многим молоденьким соискательницам, по их словам, жалко отдавать часть своего гардероба под скучные «училковские» вещи, когда возраст и образ жизни таков, что самое время наряжаться и форсить.
По-прежнему есть ряд видов компаний, носить деловую одежду в которых придется. Это, как правило, сфера обслуживания, банки, финансовые учреждения, торговые компании, реализующие предметы роскоши.
Продавцы-консультанты, волонтеры, промоутеры на выставках также не имеют права смешиваться толпой. Высококвалифицированный обслуживающий персонал, например, стюардессы, сотрудницы косметических салонов или правоохранительных органов благодаря униформе подчеркивают свой статус мастера, корпоративную принадлежность и даже степен заслуг. Представителям других профессий в принципе, можно обойтись без особого стиля, продиктованного компанией.
Если на собеседовании вам обозначают правила внешнего вида, можете смело задавать вопрос о целесообразности этих рекомендаций - скорее всего вам скажут, что это повышает дисциплину, уровень престижа и чуть ли не доходы компании. На деле же часто оказывается, что таким образом руководство компании удовлетворяет свои амбиции, а на коллектив во-первых, давно научился находить дыры в этой системе, а во-вторых, повернул эту систему себе во благо, оправдывая свои опоздания и прогулы дресс-кодными «катастрофами» (испачкала блузку, сломала каблук, и тд).
Также распространена такая ситуация, когда на собеседовании вам обещают, что делового дресс-кода нет, просто есть пара запретов. А в первый день работы оказывается, что носить нельзя джинсы, мини, макси, прозрачное, яркое, открытое, облегающее, пестрое, летнее, кожаное, кружевное, милитари, и еще пару вещей, а все остальное можно. В результате вас подвели к тому, что в начале разговора мы назвали «учительским» луком. Поэтому, если вы не обладаете пристрастием к рафинированной деловой классике, то лучше спросить на собеседовании, что означает это «нет дресс-кода»? Значит ли это, что можно надеть на работу, к примеру, шорты с пиджаком?
Отсутствие делового дресс-кода может подразумевать наличие интеллектуального стиля, так называемого smart-casual, что в современных условиях вовсе не катастрофа. Smart-casual на работе означает, что вам будет необязательно прибавлять себе 15 лет сереньким костюмчиком в катышках, а можно будет носить и джинсы, и яркие детали, и смеси разных стилей.
Отсутствие дресс-кода может также подразумевать некие корпоративные правила, например, шарфик, галстук, или просто деталь корпоративного цвета. С одной стороны, это незначительно, но через несколько недель надоест до смерти. Однажды мне довелось подбирать персонал в компанию, где корпоративным стилем были брючные костюмы для всех в любое время года.
Также отсутствие «дресс-кода» в компании может означать обратную страшному слову тенденцию: яркость и ежедневный праздник, и никаких интеллектуальных или деловых деталей. Наряжаться каждый день, как на юбилей, тоже выдержат не все.
Как же быть, если вакансия в компании вашей мечты перед глазами, и в ней четко обозначено: только бизнес-стиль? Вооружаться модными гидами и искать варианты, которые не вызовут придирок у строгих рекрутеров.
Если же есть стойкое желание одеваться на работу, не напрягая свой мозг и кошелек, то стоит помнить, что, есть ряд видов компаний, в которых дресс-код является как правило, стихийным, то есть наиболее удобным для человека со среднестатистическими наборами и привычками в одежде. Это, как правило, компании, организующие досуг, рекламные и пиар-агентства, туристические компании, творческие коллективы, а также отделы больших компаний и производств, не занимающиеся непосредственно производством, продажей и работой с клиентами.