Робкий, всегда извиняющийся взгляд, сбивчивая речь, опрятная, но невзрачная одежда — наверное, в каждом коллективе есть такой сотрудник. Тихий клерк с грустными глазами и без права голоса — современная интерпретация гоголевского Акакия Акакиевича. Однако даже спустя полтора века жизнь «маленького человека» все так же тяжела. Правда, у современного клерка намного больше возможностей исправить ситуацию в лучшую сторону.
«Я маленькая лошадка»
Судьбу Акакия Акакиевича в условиях рыночной экономики нельзя назвать завидной. В то время как работодатель ценит в сотрудниках «креативность, стремление развиваться, инициативность», тихий и нерешительный человек нередко оказывается за бортом. В лучшем случае на протяжении долгих лет он трудится в одном отделе и на одной должности, в худшем — не имеет возможности найти хорошую работу. «В типичной современной компании чересчур робкому, неуверенному в себе сотруднику приходится нелегко, — говорит Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке. — С большой вероятностью необходимую, но малоприятную работу поручат ему, безответному, а при "раздаче слонов" (премий, бонусов, повышений и прочих благ) он же будет обойден. А кого, скорее всего, сделают "козлом отпущения", если что-то пойдет не так или сорвется? Его, горемычного Акакия Акакиевича. Потому что коллеги и начальство знают, что уж он-то "гнать волну" не будет и все проглотит. К тому же, идеи и предложения тихони принимаются реже, чем у его коллег, поскольку сложившееся о нем мнение работает против него».
Как правило, тихони — очень исполнительные сотрудники. Доверяя Акакию Акакиевичу какую-либо задачу, будьте уверены, что она будет выполнена хорошо и в срок. Но такое рвение обусловлено, скорее, страхом перед критикой, нежели стремлением продемонстрировать свой профессионализм. «Эти люди редко выступают с инициативами, не вступают в жаркие споры и дискуссии, стараются соблюдать нейтралитет — все из-за опаски быть отвергнутыми в жесткой форме, — считает Ксения Малькова, менеджер по работе с ключевыми клиентами отрасли "Потребительские товары и услуги" рекрутинговой компании "Бигл". — Тихони всегда держатся особняком или общаются с людьми такого же склада. Именно поэтому робкие и нерешительные сотрудники работают чаще всего в крупных компаниях, где не так очевидна роль каждого участника. Кроме того, в большом коллективе проще найти себе подобных: люди такого плана часто "сбиваются в стаи", в которых они чувствуют себя более комфортно».
Более активные и решительные сотрудники иногда не прочь взвалить на плечи Акакия Акакиевича свою работу, ведь он никогда не скажет вам «Нет», так как побоится возможного конфликта. Ему проще выполнить чужую работу, чем вступить в дискуссию и отстоять свое мнение. Однако всякому терпению есть предел и после нескольких лет такого отношения тихий, безропотный сотрудник может буквально взорваться. «Нужно приложить много усилий, чтобы довести коллегу-тихоню до крайности, но если это произойдет, то бунт "маленького человека", как и описывает русская классика, будет мощным», — говорит Анна Соловьева, руководитель департамента «Банки и финансы» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel. В один прекрасный день тихий Акакий Акакиевич может выместить всю накопленную злобу на своих коллег, родных и близких, причем последствия могут быть самыми разными.
Тихий босс
История знает не так уж много случаев, когда нерешительные, тихие люди могли похвастаться блестящей карьерой. Обычно они подолгу работают на одном месте и в одной должности, редко получая повышения. Всему виной — не отсутствие каких-либо профессиональных навыков, наоборот, тихони, как правило — замечательные специалисты, которые знают все нюансы своего дела. Продвинуться по службе им мешают два фактора: собственная нерешительность и отсутствие доверия у руководства.
Пожалуй, нерешительность является главной проблемой тихони. «Маленький человек», будучи в принципе незаметным сотрудником, не может, а порой и не хочет презентовать свои успехи руководству. «Путь по иерархической лестнице, как правило, требует и умения ярко показать свои достижения, и отстоять свою точку зрения, а иногда и "отвоевать" необходимые ресурсы», — говорит Илья Шабшин. Однако Акакию Акакиевичу такие черты не свойственны в принципе, поэтому о его выдающихся успехах, порой, знает лишь он один.
Второй проблемой является отсутствие определенного доверия к нерешительному человеку у руководства компании. Безусловно, начальство уверено в таком сотруднике в аспекте выполнения им повседневных задач, однако вряд ли компания доверит Акакию Акакиевичу руководство пусть даже небольшим коллективом. «Объективно говоря, человек очень не решительный и робкий для работы на руководящей должности не подходит, — считает Илья Шабшин. — Функционал руководителя в обязательном порядке включает в себя действия, которые чересчур не уверенному человеку совершить крайне трудно: дать команду, настоять на своем, реализовать "непопулярное" решение, применить санкции и т. д. Конечно, иногда хорошего исполнителя назначают руководителем, например, того же подразделения, в котором он работает. Правда, в таких ситуациях порой срабатывает широко известный принцип Питера (теория американского педагога Лоуренса Питера, в которой он доказывает, что в любой организации сотрудник растет ровно до тех пор, пока не станет некомпетентным для своей должности и будет бесполезен для компании или начнет причинять ей убытки — прим. ред.). Поэтому хороший исполнитель часто оказывается никудышным начальником».
И тем не менее не стоит ставить крест на карьере Акакия Акакиевича. В определенных сферах тихие и неконфликтные работники, которые очень кропотливо выполняют все поручения, могут претендовать на руководящие посты. «Тихоня может рассчитывать на повышение только в том случае, если речь идет об управлении небольшим отделом или подразделением, которое занимается статистикой, — считает Анна Соловьева. — В целом же тихие, безропотные люди и руководящие должности — две несовместимые вещи».
Борьба с собой
Так что же делать бедному Акакию Акакиевичу? Как изменить ситуацию? По мнению психологов, далеко не всегда тихоня тяготится своим состоянием. Если его устраивает свое нынешнее положение, то у него нет внутренней мотивации что-то менять. «Хотелось бы отметить, что вовсе не каждому человеку нужно стремиться подняться как можно выше по иерархической лестнице, — говорит Илья Шабшин. — Поговорка "плох тот солдат, который не хочет стать генералом" с психологической точки зрения абсолютно нелепа. Стремиться нужно к тому, чтобы делать как можно лучше то дело, выполнение которого приносит подлинное удовлетворение. И оно вовсе не обязательно предполагает высокий пост. Тот, кто с радостью и самоотдачей погружается в любимую работу, пусть и далекую от руководящих должностей, получит не только глубокие положительные переживания от своих успехов, но и заслуженное признание коллег».
И все же многие тихони не удовлетворены своим положением в коллективе. Однако изменить ситуацию самостоятельно, без помощи специалистов — практически невыполнимая задача. «Существуют самые различные тренинги личностного роста, и если тихоня поставит перед собой задачу обрести уверенность в себе и заставить коллег считаться с его мнением, то ничего невозможного нет, — говорит Анна Соловьева. — Этот процесс потребует большой работы над собой, времени, сил, однако воля к победе непременно победит. Вспомните железного Арни — Арнольда Шварценеггера. Худосочный парень из австрийской деревушки стал семикратным Мистером Олимпия, Терминатором и губернатором американского штата Калифорния».
Илья Шабшин считает, что одной из главных задач в преодолении нерешительности является определение первопричины такого поведения. Возможно, такая ситуация вызвана негативным опытом на прошлом месте работы. Слабого духом сотрудника могли попросту терроризировать коллеги или руководство, отбив у него всякое желание проявлять инициативу и заявлять о себе. Также нерешительность может являться результатом неправильного родительского воспитания. В любом случае, как считает эксперт, Акакию Акакиевичу лучше обратиться к психологу. Вместе со специалистом тихоня быстрее найдет источник своей неуверенности и выработает пути для решения этой проблемы. Конечно, решить проблему можно и самостоятельно, например, сменив место работы. Но в этом случае тихоне придется приложить феноменальные усилия, чтобы коллеги не заподозрили в новичке Акакия Акакиевича.
Далеко не все сотрудники видят в безропотном коллеге лишь бесплатную рабочую силу или предмет для насмешек. Все же если в коллективе царит здоровая атмосфера, то коллеги будут всеми силами пытаться привлечь Акакия Акакиевича к командной работе. Не меньшую роль здесь играет отношение начальника к этой проблеме. «Грамотному руководителю стоит обращать внимание на всех сотрудников своей команды, так как он может повлиять на психологический климат и заинтересован в создании благоприятной рабочей атмосферы и, как следствие, в результатах работы, — говорит Ксения Малькова. — Он-то как раз и может помочь Акакию Акакиевичу максимально комфортно войти в колею и сформировать правильные взаимоотношения в коллективе». Добиться этой цели, по мнению эксперта, можно путем особого делегирования задач и формирования рабочих групп с четким разделением не взаимозаменяемых полномочий. Также важную роль играет проведение неформальных развлекательных мероприятий, в которых у каждого участника есть возможность раскрыться, проявить и показать себя.