На самом деле, фильм назван очень удачно, несмотря на то, что в современном языке понятие "меланхолия" прочно вытеснила "депрессия", но изначальное его значение очень чётко отображает суть картины.
На следующее после просмотра утро мне понадобилось прослушать миллион самых оптимистичных и солнечных треков (если что - обращайтесь!), найденных на моём умирающем от старости приёмнике, чтобы хоть немного выйти из оцепенения, в которое я впала после увиденного.
Да, я очень впечатлительна, знаю; но, как правило, мои впечатления настраивают меня на оптимистичный лад - потому что кажется, что не всё так плохо. После "Меланхолии" же на меня снизошло совершенно мне чуждое чувство опустошённости - кстати, героиня Кирстен Данст с сарказмом называет слоган, "придуманный" ею для рекламной кампании - "Пустое место". Бросает она это с вызовом в адрес своего шефа, но именно это "пустое место" образовалось у меня в том месте, где обычно прячется мой природный оптимизм.
Да, это старая шутка - оптимист отличается от пессимиста тем, что на фразу "Всё так плохо, что хуже не будет" жизнерадостно отвечает "Будет-будет!".
Ларс Фон Триер отчётливо нам показывает, что не будет. Да и вообще, ничего не было. Жизни во Вселенной - нет, и Земля - единственная населённая планета, жизнь на которой - зло, да и её совсем скоро не станет. И с этим ничего, ну совсем ничего не поделать. Никому и никак. Остаётся только строить шалаш из наскоро обструганных палок и, закрыв глаза и взявшись за руки, принять неизбежное.
Это даже не меланхолия - меланхоличными мне казались (по крайней мере, в детстве) некоторые произведения Туве Янссон - знаете, этот одинокий Снусмумрик с губной гармошкой в Одиноких Горах, Ондатра, утверждающий, что и "гамак у вас бренный" - сказочные зверюшки тоже готовились к Апокалипсису, но готовились сообща и дружно, получив в итоге свою порцию "долго-и-счастливо".
Фон Триер же, далеко не в первый раз, демонстрирует проявления Великой Депрессии - если же в картине "Догвилль" события основаны на исторических фактах, то в "Меланхолии" режиссер выступает в роли современника, если не больше - образ героини он "писал" с себя, рассказывая о своих эмоциях и меланхолиях. *Кстати, во времена Великой Депрессии, в США две отрасли не терпели финансовых убытков - это кинематограф и производство шоколада. Если шоколад - известный антидепрессант, то фильмы времён Великой Депрессии всегда нарочито оптимистичные и жизнерадостные, призванные искусственно создавать настрой у народа. Да, именно так.
В наши дни и идея приближающегося Апокалипсиса, приправленная мировым кризисом и общим унынием у людей, не просто витает в воздухе - её уже можно осязать; настолько материальна она стала. Фон Триер поймал её, смешал со своими ощущениями, разбавил классикой анти-утопии, и выдал своё творение, номинировавшееся на Золотую Пальмовую ветвь в Каннах.
Что угнетает помимо этой темы - общее ощущение кошмарного сна: разрозненность семьи, предательство; абсолютно пустынные пейзажи, ну и, повторюсь. ощущение неизбежности. Это как осознание во сне того, что с происходящим ты ничего сделать не в силах - убегая от чего-то враждебного, не обнаруживаешь ступенек на лестничном пролёте, силишься в тщетных попытках закрыть дверь, и т. д.
Из плюсов - великолепная игра Кирстен Данст и прекрасно подобранный актёрский состав, а так же психологическая основа сюжета.
Из минусов... Пожалуй, скажу по-другому: если надумаете посмотреть фильм, не читайте после него сводку новостей. Особенно, до обеда