Количество одежды, которое ежегодно отшивают на швейном производстве во всем мире, доходит до критического максимума. Потребители не успевают раскупить новые вещи, как тут же появляется свежая коллекция от модных дизайнеров, и практически не ношенную одежду приходится попросту выбрасывать или же оставлять гнить на складах готовой невостребованной продукции. А это реальная угроза загрязнению окружающей среды. Несмотря на то, что модная индустрия занимает по популярности и денежным оборотам едва ли не первые места в мировых рейтингах, она же не отстает в вопросе нанесения вреда живой природе - почетное второе место.
Что же такое фаст фэшн и почему это понятие негативно отражается на экологии. Фаст-фешн (англ. fast fashion – «быстрая мода») – это по сути копирование брендовой одежды в больших количествах для простых обывателей. Этим видом дешевого маркетинга пользуются практически все масс-маркеты, самые главные последователи фаст фэшна являются Zara, H&M и TopShop.
Популярность копии обуславливается доступностью и ценой, но отнюдь не качеством. Многие дешевые имитации одежды после нескольких стирок становятся непригодными для носки. И покупатель отказывается от некачественной одежды в пользу практичности. Куда девается не проданная вещь? Правильно – в утиль. Статистика гласит, что в США около 15 миллионов тонн новой одежды накапливается на складах или свалках!
Чем же это грозит природе? Загрязненные водоемы, разрушение озонового слоя, высыхание рек и озер приводит к дефициту воды. Особенно страдают от недостатка живительной влаги в Индии и Китае, а это основные мировые поставщики хлопка. Кроме всего прочего, условия работы на фабриках по производству одежды оставляют желать лучшего, а химикаты, применяемые в текстильном деле, неблагоприятно влияют на здоровье работников этой отрасли, порой приводя к летальному исходу.
А как же законодательная база, разумно возразите вы, неужели нет закона, который бы запрещал копировать брендовые вещи? В конце концов, есть же право на интеллектуальную собственность дизайнера? Все верно, однако, производителям проще и дешевле вести тяжбу в судах и платить копеечные штрафы, чем блюсти закон и терять миллионные прибыли от продажи подделок.
Но есть и положительные сдвиги в этом вопросе – некоторые ритейлеры, например, H&M, Patagonia задумались о том, как уменьшить негативное влияние на окружающую среду. Во-первых, изменили процесс производства, минимизировав использование вредных материалов и химикатов. Во-вторых, 1% прибыли от продаж одежды идет на финансирование работ по восстановлению и очистке окружающей среды. Кроме того, фирма Reformation производит вещи из старых тканей и возобновляемого сырья, а легендарные производители Levi’s и Calvin Klein Stone Island делают ставку на прочность и качество материала, из которого шьют долговечную одежду.
Система переработки старых вещей у нас еще на стадии зарождения, поэтому приобщиться к защите экологии можно другими методами. Например, пользоваться секонд-хендами, не только как покупатель, но, как и продавец: есть возможность выставлять б-ушные брендовые вещи на специальных интернет-платформах или же относить ненужную одежду в волонтерские организации.
Еще один вариант спасения природы - при покупке вещей смотрите на состав изделия: натуральные, органические ткани быстрее разлагаются и наносят меньше вреда окружающей среде.
Я решила тоже помочь общему делу по спасению экологической ситуации в мире и вот, что у меня вышло: на одном местном интернет ресурсе, где продают б-ушные и ненужные вещи, я приобрела свой весенний аутфит: атласное платье F&F, ботинки New Look, джинсовая куртка Next.