Еще совсем недавно компания Crocs обладала патентом, согласно которому была единственным легальным производителем обуви, которая успела завоевать любовь детворы за легкость, удобство и красоту, и признание взрослых за их практичность.
Увы, сей монополизм был нарушен по решению Ведомства по интеллектуальной собственности. Так Европейский союз практически разрешил остальным желающим изготавливать клоги из синтетической смолы.
Тайные перипетии бизнеса
Компания Crocs успела запатентовать обувную новинку в 2004 году. Существующий в этой отрасли закон запрещает презентовать обувь раньше на год, чем на нее будет оформлено патентное право. На первый взгляд, в истории с кроксами все именно так и происходило.
Однако ближайший конкурент (он работает под маркой французского бренда Gifi) поднял шумиху. Когда она вышла уровнем выше, были представлены объективные доказательства нечестности американского производителя. Как оказалось, «выход в свет» первых кроксов произошел в 2002 году, на земле ноябрьской Флориды. Вслед за этим они незаметно заняли выгодное место на официальном сайте фирмы Crocs.
Первые производители обладали эксклюзивным правом на изготовление синтетических клогов вплоть до наступления 2029 года. Понятно, что после решения соответствующего Ведомства ЕС об этом не может быть и речи. Уже ясно, что поклонникам знаменитой обуви придется разбираться в качестве огромного наплыва «дженериков».
Взросла вероятность того, что крупные бренды уже к наступающему сезону успеют выпустить собственные модели смоляных клогов. Сейчас им не нужно тратить время, чтобы договорится с первым американским производителем. Прибылью делиться тоже не придется.
Кроксы как модный тренд
Желающих оказаться с собственным «кусочком пирожка» оказалось уже вполне достаточно, хотя смоляная обувь несколько лет считалась слишком уродливой, чтобы ее копировать. Однако у моды свои представления о востребованности. Поэтому уже этой весною кроксы приобрели статус нетипичного, в чем-то парадоксального, но чрезвычайно острого тренда.
Бренду Balenciaga мы уже обязаны появлением сверхуспешных дропов. Кроксы на массивной платформе разлетелись по миру, так и не добравшись до традиционных прилавков. Всю партию распродали по раннему списку ожидания. Покупатели даже не заметили «неприятной» цены и с легкостью выложили из каррмана по 850 долларов за одну пару обуви. Стоимость кроксов-первопроходцев была примерно раз в 10 меньше.
Уже не первый сезон клогами интересуется дизайнер из Великобритании Кристофер Кейн. Ему интересно маскировать поверхность синтетической смолы под мрамор. Любимцу Анны Винтер нравится инкрустировать модели необработанными камнями, напоминающие собой драгоценные. Он украшает обувь мехом, перекликаясь с бабушами Алессандро Микеле.
Модное откровение: почему?
Предполагалось, что подобная обувь, как и планировалось, будет создаваться в рамках утилитарного предназначения. Изобретателям смоляной новинки она виделась будто один из предметов униформы, в которых комфортно заниматься яхтенным спортом. И основания были: подошва не скользит, в обуви удобно, легко, просто передвигаться в моменты непрекращающейся морской качки.
Несомненно, именно удобство вознесло на пик популярности интересную смоляную обувь. Ее можно увидеть на детских ножках, которые неустанно носятся по игровым площадкам. Кроксы носят пенсионеры – в чем еще прогуливаться по европейским городам, фотографируя интересные виды.
За несколько лет раскупили 300 млн пар. Такого количества достаточно для двойного путешествия вокруг земного шара. Кроксами не гнушаются даже члены королевских семей. Благодаря фантастической популярности и сногсшибательному коммерческому успеху обувь от Crocs стала потрясающим мейнстримом.
Это не нравится адептам эстетической привлекательности и безупречного стиля. Они продолжают искренне считать кроксы одной из самых некрасивых моделей обуви. Да, основания для подобного отношения у них есть, начиная со странной формы и непривычного цвета. Для тех, кто с детства приучен к хорошей кожаной обуви, затея заменить ее парой кусков затвердевшей смолы действительно покажется достаточно странной.
Привлекательность кроксов
Не всем нравятся монструозные платформы. Большинство предпочитают привычно-обычные модели. Смоляные клоги можно носить с носками – это считается модным направлением. В них стали наряжаться герои стрит-стайл отчетов. На подходе реклама блогерами средней популярности. Завершение модного пути тоже достаточно предсказуемо: кроксы будут активно распродаваться со всех масс-маркетах.
Дизайнеры, конечно же, подключатся и внесут свежую струю в видении клоговского предназначения. Не зря они внезапно обогатили авангардную коллекцию Maison Margiela. Будущей осенью любители моды обнаружат новые модели, навеянные кроксами, и в новых коллекциях Dior. Правда, преобладать в них будет все-таки кожа, а не смола.
В перспективе популярность кроксов будет только расти: аутентичные бренды не будут котироваться хуже своих пусть и качественных копий.