И стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот (с) В. Высоцкий
Сотрудники авиакомпаний всегда считались особой кастой: красивые, улыбчивые, стройные. Они восхищали пассажиров, трясущихся у трапа самолета от страха перед полетом, стальными нервами и состоянием абсолютного спокойствия, голливудская улыбка стюардов и стюардесс заражали хорошим настроением на все время полета. Даже внештатные ситуации не могли выбить из колеи этих красивых и сильных людей. Если все должности актрис были заняты, то вторыми по значимости были стюардессы - именно они были и остаются самым желанным местом работы маленьких девочек.
Нельзя не отметить то, что униформу для бортпроводников и пилотов разрабатывали с особой тщательностью, она должна была быть модной, удобной и приятной для пассажиров – ведь это лицо компании.
Однако, до современных строгих костюмов приятных оттенков униформа стюардесс пережила множество метаморфоз.
Первые бортпроводницы на борту самолета появились в конце 20-х годов 19 века и это был… мужчина. Руководство немецкой авиакомпании Lufthansa приняло решение для комфорта и удобства пассажиров, летающих их рейсами, обеспечить обслуживание еще одним работником, который выполнял роль официанта. Выбор пал на мужчину, поскольку именно сильная половина человечества олицетворяет помощь, уверенность и спокойствие, а может они действовали по морскому принципу: женщина на борту – к беде. Только в 1930 году начали брать на работу женщин, но они выполняли роль медицинской сестры.
Немного позже руководству одной из авиакомпаний пришло в голову, что стюардесса может быть украшением полета и для бортпроводников стали придумывать стильные наряды, а также обучать правилам поведения с пассажирами, как делать правильный макияж и красивую прическу.
Чем дальше, тем больше: самый смелый наряд стюардесс был у работниц авиакомпании Southwest в 1972 году. Именно с их подачи «небесные ласточки» превратились в «секс-бомбы».
Многие авиакомпании прибегают к помощи великих кутюрье, чтобы те помогли разработать идеальную униформу для бортпроводниц и пилотов.
Дизайнер Эмилио Пуччи добавил в 1966 году в униформу ярких оттенков. Так, в авиакомпании Braniff Int. девушки стали носить униформу цвета сочной фуксии, которая вошла в историю моды, как самая яркая одежда для бортпроводниц столетия.
Так, дизайнер Пьер Бальмэн разработал униформу для Singapore Airlines.
Для компании TWA кутюрье Валентино Гаравани предложил аккуратную униформу с шляпками для работниц компании.
Для «Аэрофлота» за рубежом одежду подбирал и придумывал Валентин Юдашкин, многие его критиковали за скучность его идей. Сейчас для Аэрофлота стараются дизайнеры Юлия Бунакова и Евгений Хохлов из дизайнерского бюро «Буннакова и Хохлов» - их работы более смелые и яркие.
А вот на арабских авиалиниях Etihad и Emirates Airlines все строго: даже чересчур яркий макияж считается недопустимым. Итальянский дизайнер Ettore Bilotta создал стильный костюм серого цвета, к которому добавил молочного оттенка шейный платок – это все разрешенные вольности, которые можно допустить в мусульманской стране
Зато Air France полностью отдался в руки модельера Christian Lacroix.
А British Airways отдает предпочтение бренду Julien MacDonald.
Работники крупной авиакомпании Iberia Airlines носят стильную винтажную униформу от Adolfo Dominguez.
Итальянская корпорация Alitalia поработала с несколькими домами мод: Giorgio Armani, Alberto Fabiani, на данный момент бортпроводницы щеголяют в нарядах от Мондриана.
Но фурор в мире авиа-моды недавно произвела китайская авиакомпания Hainan Airlines. Вдохновившись современными веяниями моды, руководство авиакомпании обратилось за помощью к дизайнеру Лоуренсу Сю, который создал поистине великолепную униформу (ее и униформой сложно назвать) в стиле традиционных нарядов Китая «ципао» в сочетании с однотонными пальто, жакетами и аккуратными шляпками. Характерными особенностями таких платьев являются орнаменты птиц, облаков и волн. Одежда для бортпроводников была представлена на Неделе моды в Париже и вызвала восторг зрителей и критиков.